в задонск, к святому тихону
В Задонске мы посетили два женских и один мужской монастыри, и все они связаны с именем Тихона Задонского, еще при жизни почитавшегося народом за святого.
Задонск. Храм Владимирской Матери Божией.
В 1769 году Тешевский мужской монастырь во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери избрал для пребывания удалившийся на покой епископ Воронежский и Елецкий Тихон (Соколовский). Здесь суждено было ему в конце подвижнического пути увенчаться благоуханным венцом святости.
Тяжел и тернист был жизненный путь святителя Тихона. Рано лишившись отца, он с малых лет испытал нужду, по причине которой его чуть не отдала отчаявшаяся в бедности и голоде мать в ученики к ямщику, но для него был уготован великий путь служения Богу.
Императрица Екатерина собственноручно начертала свою волю: "Быть епископом Воронежским викарию Новгородскому". Она видела в нём не только ученого-богослова, но и умелого управленца с серьезной государственной перспективой. Святитель Тихон в годы уединения стал автором духовных сочинений, за что современники прозвали его "Российским Златоустом". Тихон Задонский много сил вложил в преобразования Церкви. Заболев, он не оставил служения Господу, продолжая трудиться в монастыре как обычный насельник обители, ничем не отличаясь от остальной братии в одежде, жилье и трудах. Это очень удивляло светских людей и радовало бедный люд, который любил его и ласково называл "Батька". Познавший с детства голод, холод и нужду святитель Тихон всю свою епископскую пенсию 6500 руб., немалую по тем временам раздавал нуждающимся, оделял гостинцами всегда окружающих его детей и все подношения, которыми одаривали его приезжающие господа, все раздавал с любовью и радостию. - Где любовь, тамо сам Бог, помощник и заступник любви, - учил св. Тихон. - С любовью все добро и благополучно. Где нет любви, тамо нет веры, вера бо без любви не бывает; где нет веры, тамо нет Христа и спасения.
Именно любовь к ближнему, заповедомая Христом, была движителем его неустанной благотворительности, стремления облегчить участь страждущих. Например, узнав о готовящейся в Воронеже показательной казни участников пугачевского восстания, уже отставной архиерей поспешил в губернский центр и через свои высокие связи добился помилования. Осужденных лишь в назидание подвели к виселицам, а там в последний момент сообщили, что их берут на поруки.
Несмотря на щедрость, св. Тихон был строг и справедлив и своим доверенным давал такой наказ: "хотя и бедные будут, но запивают или ленятся работать, таким ни копейки не давай".
История Задонского Богородицкого мужского монастыря, именуемого ныне Рождество-Богородицким, корнями своими уходит в начало семнадцатого столетия - годы, когда Русь Православная несла тяжкое бремя внутренних смут и раздоров, усугубляемых нашествием иноплеменников. В тяжкую годину междоусобиц утешительное и обнадеживающее слово Матери Церкви было особенно важно для наряда. И вот тогда-то сюда "под Елец" пришли два монашествующих старца, имея намерение основать монастырь. Это были Кирилл и Герасим, принесшие с собой копию общепрославленной святыни - Владимирскую икону Пресвятой Богородицы.
Паломники из Тацинской остались довольны поездкой, несмотря на дальний путь и разный возраст - от девяти (с нами ездили и учащиеся Воскресной школы) до 80 лет. Очень много мы увидели, услышали, узнали. Поразила красота и великолепие храмов, всего монастыря. Мы приняли участие в службах, купались в трех источниках, поклонились и приложились к раке с мощами Тихона Задонского.
Теперь все ждём с нетерпением следующих поездок.
|