нас называли минёрами
В декабре прошлого года мне исполнилось 80. Большая жизнь позади, есть что вспомнить. Но в первую очередь приходят на память годы моей юности, совпавшие с войной.
Как будто вчера это было: наши старшие братья, друзья 1924-1925 годов рождения ушли на фронт, в освобожденных от немцев районах надо было восстанавливать разрушенное хозяйство, а еще - очищать территорию, на которой проходили жестокие бои, от взрывоопасных предметов.
И тогда, в 44-м по решению правительства были организованы на местах специальные отряды из подростков и девушек. Центром их формирования и подготовки стали организации ОСОАВИАХИМа (так называлось тогда оборонное общество.
Такой юной Прасковья Карасёва и ее подруги работали в отряде минёрами.
Фото из семейного архива.
Создан был такой отряд и в нашем районе. Обучал нас работе по обезвреживанию оставшихся после боев снарядов и мин инвалид Отечественной войны Иван Иванович Шередеко. Закончив краткосрочный курс, мы, группа молодых тацинцев, приступили к выполнению боевой задачи. Кроме меня в нее входили Василий Бондаренко, Евгения Вареницына, Клавдия Свистунова, Раиса Панченко, Валентин Голоборщев, Владимир Муравьев и другие.
Трудно приходилось нам. Работали на грани риска, полуголодные, без специального снаряжения. Но это был наш фронт, наш вклад в борьбу с фашистами. И юные минеры выполнили свой долг перед Родиной!
Спасибо, что спустя долгие десятилетия эту работу оценили по достоинству, нас приравняли к участникам Великой Отечественной, назначили хорошие пенсии, но ведь многие не дожили до этого.
Вспоминаю сегодня с улыбкой, как для добычи пропитания мы, минеры, глушили рыбу, а потом наедались ею до отвала. Мы тогда были совсем юные девчонки, и всем хотелось выглядеть посимпатичнее. Одна дивчина решила для этого использовать листья молочая (чтобы загар был красивый), намазала соком лицо. И что же? Мордашка у нее почернела, кожа начала шелушиться. Так что слезы вместо радости получились. И такое бывало...
|