Главная » 2012 » Октябрь » 17 » Забавная виртуальность, ставшая страшной реальностью
2:57 PM
Забавная виртуальность, ставшая страшной реальностью
Опасна ли для детей и подростков информация, размещаемая в электронных средствах массовой информации, к которым относится и часть порталов, вещающих из всемирной «паутины»? Да, и вообще, насколько безопасно для неокрепшей детской психики длительное погружение в виртуальную реальность и общение в социальных сетях?

На эти вопросы мы попросили ответить известного ростовского психиатра Сергея Выгонского.


- Сергей Иванович, еще несколько лет назад вопросы об опасности для детей информации, размещаемой в средствах электронных СМИ, были бы восприняты, исключительно, как риторические. Что же случилось? Неужели мы так неожиданно прозрели после выхода в свет федерального закона (а точнее, дополнений к нему) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»?
- Нет, просто эта проблема давно назревала в обществе, и вышеуказанный закон, как говорится, «все расставил по своим местам». Государство обязало распространителей такой рискованной информации, включая видеопродукцию, узнаваемо маркировать ее. Стоит в верхнем левом углу телевизора значок 0+, значит, эту передачу или фильм могут смотреть дети меньше шести лет. Появился значок 12+, родители знают, что можно оставить у телевизора детей старше двенадцати лет. Естественно, значки 16+ или 18+ указывают на более строгие ограничения.
Предполагается, что таким способом от детских глаз и ушей будут отсечены самые опасные материалы. Однако, на мой взгляд, проблемы детского здоровья не исчерпываются только телепередачами, нередко содержащими сцены агрессии и ненормативной лексики. Попробуем вычленить основные риски для детей, связанные с компьютерными и сетевыми технологиями.
- Что это за риски, и как они влияют на здоровье детей?
- Вначале коснемся продолжительности времени работы за компьютером. Так вот, по мнению федерального министерства здравоохранения, опубликованному на сайте krokha.ru, дети начальных классов могут проводить за компьютером не более 10 минут. Учащиеся пятого-седьмого классов - не более 15. Седьмого-девятого – не более 20 минут, 10-11 классов – не более 30 минут на первом уроке и не более 20 минут на втором.
Но, эта норма относится только к длительности пребывания перед монитором. К тому же, согласитесь, в действительности дети гораздо больше времени проводят в общении с электронным «другом». И многих родителей это совсем не пугает.
- Просто к этому все привыкли. Да и многие родители думают, что у современных мониторов существуют такие средства защиты, которые позволяют сидеть за компьютером часами.
- Вот это первое и самое большое заблуждение. Но, быть может, не самое опасное.
Еще одним серьезным врагом является сама виртуальная реальность. Она исподволь психологически размывает реалистичность человеческого восприятия (и не только детского). Об этом я подробно писал в своей книге «Обратная сторона Интернета». Конечно, четких критериев, позволяющих определить то, когда этот эффект проявится в полную силу, нет. Однако, уже сегодня известна такая форма тяжелого психического расстройства, как «Интернет-зависимость».
Она в чем-то сродни наркомании и зачастую приводит к полному разрушению социальных связей у человека за счет его желания все время находиться в виртуальной реальности. Это - навязчивый многочасовой просмотр веб-страниц, предпочтение знакомств в Сети, поглощенность онлайновыми играми. По разным источникам среди пользователей от 5 до 10% таких личностей.
- Сергей Иванович, вы отнесли «Интернет-зависимость» к наркомании. Страшная ассоциация.
- Но это так на самом деле. И дети, слишком рано приобщившиеся к мировой информационной системе, уязвимы в этом плане в наибольшей степени. Чтобы избежать таких последствий, родителям необходимо следить за балансом реального и виртуального времяпрепровождения ребенка. Дети должны больше общаться с реальными людьми, заниматься спортом, увлекаться какими-то видами творчества, выезжать на природу.
- Но, на мой взгляд, самая страшная опасность, которую несет в себе Интернет, это взаимозависимость.
- А я бы еще добавил психологическую агрессивность, проявляемую в спорах, которые ведутся на многочисленных Интернет-форумах и в социальных сетях.
Можно долго рассуждать, что именно толкает к таким поступкам заядлых форумных спорщиков, называемых во всемирной сети «троллями» (от англ. trolling — ловля рыбы на блесну), но факт остается фактом – случайным участникам таких тусовок приходится очень несладко.
Обычно используется типичная психологическая схема-ловушка – после непродолжительной дискуссии собеседник объявляется некомпетентным в компьютерных делах и ему предлагают обратиться к Гуглю (воспользоваться поисковым сервисом). Затем используется «тяжелая» лексика. В ход зачастую идет не только сетевой жаргон («язык падонкафф»), но и заурядный уличный мат. Согласитесь, что, например, для ученика начальной школы такой «наезд» - вовсе не шутка. Он вполне может закончиться для ребенка тяжелым неврозом.
Не только агрессия, но и (как вы правильно заметили) зависимость от мнения друзей в социальных сетях может стать причиной несчастья. Показателен случай самоубийства четырнадцатилетних Лизы Пецыля и Насти Королевой из города Лобня. Суицид тщательно готовился девочками. Непосредственно перед трагическим поступком Настя разместила в своем блоге пост «Ненавижу фразу: «А если твои друзья с 9-го этажа прыгать пойдут, ты тоже пойдёшь?» Да, пойду, что мне без друзей делать?» Заметьте, создается впечатление, что у таких детей нет ни родителей, ни близких родственников.
Безусловно, правовое регулирование доступа детей к материалам, распространяемым в Интернете, необходимо. Но, немаловажна здесь и заинтересованная позиция родителей. Мягкое неформальное участие в детских делах, доверие, подсказка, незаметный контроль – вот в чем нуждается ребенок. И тогда проблем будет намного меньше.
(«Молот», сентябрь 2012 г.).

Просмотров: 378 | Добавил: rayvesti | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: