Главная » 2006 » Декабрь » 29 » МЕМУАРЫ
10:59 AM
МЕМУАРЫ

НЕМЦЫ ПОМНЯТ ТАЦИНКУ

Летом нынешнего года  на  книжных прилавках  района  появилось новое издание из серии «За линией фронта. Мемуары». Имя автора  - Кайюс  Беккер. Название - «Военные  дневники люфтваффе».  Эта книга, посвященная истории германских военно-воздушных сил в годы  Второй мировой войны,  возможно, и  не привлекла бы внимания  наших земляков, если бы не одно обстоятельство. 

Несколько страниц книги  рассказывают об организации воздушного моста, снабжавшего окруженную группировку Паулюса всем необходимым, и о том, как этот  мост был разрушен, в том числе и его «главная опора»  - фашистская авиабаза в Тацинской.

Приводим отрывок из «Военных дневников люфтваффе».

КАТАСТРОФА В РОССИИ

«Гитлер вызвал к себе Геринга, и рейхсмаршал, войдя, произнес:

 - Мой фюрер, я объявляю, что люфтваффе будет снабжать 6-ю армию с воздуха.

- Рейхсмаршал дал обещание,- сказал Гитлер, - а я обязан ему верить.

24 ноября 4-я воздушная армия получила приказ высшего командования люфтваффе ежедневно доставлять в сталинградское кольцо первоначальные 300 тонн грузов: 300 кубических метров горючего и 30 тонн вооружения и  боеприпасов.

Тем временем в Тацинской стали скапливаться группы «Юнкерсов-52». В экипажах были опытные летчики, бывавшие ранее в таких  опасных миссиях, но также имелись и молодые, неопытные пилоты,  только что прибывшие с подкреплениями из Германии. 

...К началу декабря начальник транспортной группировки в Тацинской  полковник Ферстер  получил одиннадцать групп «Ju-52» и «Ju-86» общей численностью 320 машин. Из них едва ли более трети было в боеспособном состоянии.

В первые два дня воздушного моста, 25 и 26 ноября, Сталинград получил только 65 тонн горючего и боеприпасов вместо требуемых 300. А на третий день он не получил ничего.  «Погода ужасная, - писал в своем дневнике командующий воздушным корпусом генерал-лейтенант Файбих. - Мы пытаемся вылетать, но это просто невозможно. Здесь, в «Таци», один снежный буран следует за другим. Ситуация безнадежная»…

11  декабря Файбих прилетел в осажденный Сталинград и был встречен градом обвинений в том, что воздушный мост на сегодня практически не в состоянии доставить необходимые грузы.

- В таких условиях, - сказал Паулюс, - моя армия не может ни существовать, ни воевать!

И еще одна, новая катастрофа. Две русские гвардейские армии прорвали на Дону фронт 8-й итальянской армии и устремились на Ростов. Этот удар нес угрозу не только 6-й армии в Сталинграде, но и всему германскому Южному фронту, который мог быть отрезан. Но в тот момент двойной русский удар имел ограниченные цели: Тацинская и Морозовская. Срочно сколоченные группы немцев из частей 38-го полка связи и остатков штаба 8-го  воздушного корпуса попытались остановить русских в ущелье в 8 милях к северу от Тацинской, но не смогли  из-за отсутствия противотанковых средств.

23 декабря настал самый подходящий момент для вывода 180 пригодных самолетов «Юнкерс-52» из Тацинской. Но тут вмешался лично Верховный командующий люфтваффе. Он не разрешил самолетам оставлять базу. С расстояния 1250 миль он решил, что Тацинскую надо удерживать до тех пор, пока она не окажется под прямым обстрелом. Это казалось просто невероятным. На карту  был поставлен целый транспортный флот, который, невзирая на свою недостаточность, все еще представлял слабую надежду для окруженной 6-й армии.

24-го в 5.20 первые русские танковые снаряды упали на северную окраину аэродрома. Тут же вспыхнул один самолет, а второй взорвался на взлетной полосе. Остальные стояли в ожидании с заведенными моторами. Получат ли они, в конце концов, разрешение на взлет?

Целый час командиры групп толклись в бункере контрольной башни, дожидаясь приказа, который принесет им избавление. Но генерал-лейтенант Файбих не решался взять на себя ответственность. Рядом с Файбихом в укрытии находился начальник штаба воздушного флота полковник фон Роден, которого Рихтгофен прислал сюда  в тревожном ожидании надвигающихся событий. Но Роден молчал. Вероятно, он тоже не был готов противоречить приказу Геринга».

 

 

ГЕРОИ

НЕ УМИРАЮТ

Неумолимо вперед бежит время, но в памяти тацинцев навсегда остаются подвиги героев-танкистов. Тацинцы помнят и гордятся подвигами капитана Михаила Нечаева, капитана Ивана Линника и многих других известных героев.

  В составе 4-й гвардейской танковой бригады смело и отчаянно воевал Иван Андреевич Балясников – начальник штаба 1-го танкового батальона. Когда в ночь на 28 декабря 1942 года корпус вышел из окружения, танки первого батальона закрепились в хуторе Новочеркасском. За этот крохотный хуторок в январе 1943 года велись упорнейшие кровопролитные бои.

 Из воспоминаний командира мотострелкового батальона 4-й гвардейской танковой бригады К.Г. Будрина: «Батальон гвардии майора А.С. Бибикова, где начальником штаба был И.А. Балясников, в начале января 1943 года вел неравный бой за хутор Новочеркасский, что под Тацинской. Пятнадцать серых машин с черными крестами на броне, развернувшись веером, обходили наши роты. На наш фланговый танк, обтекая с трех сторон, шли три вражеских тяжелых танка. Экипаж принял бой и открыл огонь. Подбив два вражеских танка,  “Т-34” получил броневой удар фашистов. Вот он рванулся вперед и на полной скорости врезался в борт тяжелого немецкого танка. Вражеский танк застыл и загорелся. Но и наша «тридцатьчетверка» замерла на месте…»

 В этом бою погиб и капитан Иван Балясников.

 Бригадный поэт А. Баренбойм сразу же после боя написал стихотворение «Таран в бессмертие»:

«…Кто видел этот бой,

                      тот не забудет,

Как мчась вперед,

                взметая вверх снега,

Гвардейский танк своей

                    стальною грудью

Таранил в бок тяжелый

                            танк врага.

Они погибли под броней,

                              но смерти

Не тронет их холодная рука:

На крыльях славы улетев

                          в бессмертье,

Они в народе будут жить века».

Д. ГРЕЧКИН,

директор Тацинского историко-краеведческого музея.

Просмотров: 1039 | Добавил: rayvesti | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: